Версия для слабовидящих

Историческая справка

31.07.2014

     История государственного надзора в сфере труда  в России берет свое начало с  Высочайше утвержденного  Мнения Государственного Совета Российской империи от 1 июня 1882 года "О малолетних, работающих на заводах и мануфактурах". Изданием этого акта государство не только обеспечило   защиту труда несовершеннолетних, но и создало механизм обеспечения принятых норм. Для надзора за исполнением  постановлений о работе и обучении малолетних рабочих учреждена особая  инспекция. С 1 июля 1882 года учреждались должности Главного Инспектора и четырех Окружных Инспекторов, определялись их полномочия. Так, на инспекторов возлагалось наблюдение за исполнением постановлений о занятиях малолетних рабочих и о посещении ими начальных училищ, а также составление, при участии чинов местной полиции, протоколов о нарушениях упомянутых постановлений и их передача в подлежащие судебные установления. 
     Затем последовали законы:
- о взаимоотношениях фабрикантов и рабочих (1886 г. -  распространение  деятельности ранее созданной инспекции на наблюдение за исполнением фабрикантами и рабочими Правил, определяющих их обязанности и взаимные между ними отношения, увеличение  штата  инспекторов и поручение  Губернским по фабричным делам присутствиям рассмотрения жалоб на распоряжения чинов инспекции и пр.),  
- о продолжительности и распределении рабочего времени (1897 г.), 
- о профсоюзах (1906 г.), блок законов о социальном обеспечении работников; 
- в 1914 году утвержден Устав о промышленном труде (первым разделом Устава стал раздел "О надзоре за промышленными предприятиями". Уставом, в частности, устанавливалось, что действие инспекции распространяется на рабочих фабричных, горных и горнозаводских предприятий, но из их числа исключались казенные заводы).
     После Великой Октябрьской социалистической революции Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 17 мая 1918 года "Об учреждении инспекции труда" были упразднены Фабричная и Горная инспекции, учреждена инспекция труда, которая находилась в ведении Наркомтруда и его местных органов и имела целью охрану жизни, здоровья и труда лиц, занятых какой бы то ни было хозяйственной деятельностью,  надзор  распространялся на всю совокупность условий жизни трудящихся как на местах их работы, так и вне этих мест.
Советское государство уделяло большое внимание защите трудовых прав работников.  Принимались правовые акты, как в области регулирования труда, так и по совершенствованию надзора за исполнением законов о труде. Длительное время (1933-1994г.г.) надзор за соблюдением норм  о труде и охране труда от лица государства   успешно осуществляли   профсоюзы. 
В новейшей истории России  восстановлены органы государственного надзора за соблюдением  законодательства о труде и охране труда. Указом Президента РФ от 04.05.1994г. № 850 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется Федеральной инспекцией труда и подведомственными ей госинспекциями труда на местах, Указом также были закреплены основополагающие права госинспекторов труда и принципы организации деятельности Рострудинспекции. 
     В Республике Башкортостан Постановлениями  Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 мая 1994 года №18 и  от 2 мая 1995 года №163 были созданы Управление охраны труда и Государственная правовая инспекция труда в составе Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан.  В связи с принятием Трудового кодекса РФ и передачей полномочий по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде на федеральный уровень,  Постановлением  Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 января 2003 года  данные подразделения Минтруда Республики  Башкортостан были упразднены.
     С 1 января 2003 года государственный надзор  за соблюдением законодательства о труде и охране труда работодателями Республики Башкортостан осуществляет Государственная инспекция труда (Гострудинспекция) в Республике Башкортостан – территориальный орган  Федеральной службы по  труду и занятости по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) к основным полномочиям  инспекции труда отнесены (ст.356): 
- государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок и выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;  
- надзор за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; ведение оперативной статистики несчастных случаев на производстве, анализ состояния и причин производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике; проведение  расследований несчастных случаев на производстве;
- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации  рассмотрения дел об административных правонарушениях (наложение штрафов за нарушение трудового законодательства);
- прием и рассмотрение заявлений и жалоб граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
- информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам законодательства о труде и охране труда;
- информирование общественности  о выявленных нарушениях трудового законодательства, ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан и др.